ПСИХОТЕРАПИЯ: КОГДА НЕ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ
Приходишь к психотерапевту и... молчишь. В голове пусто. Ни одной мысли. Ты пытаешься ухватиться за что-то... обрывки предложений... кусочки бессмысленных картинок и опять - ничего. Наверное он ждет, когда я что-то скажу... Это абсурд - молчать за деньги! Сколько можно? Что со мной? Есть ли смысл в такой терапии?
Многим людям, которые проходят психотерапию, знакома такая картина. Человек молчит, а внутри нарастает тревога и раздражение. Чтобы избежать тревоги, он может начать говорить о чем-то несущественном, поверхностном, хотя этот разговор по-настоящему не трогает. Раздражение может привести к мысли о бессмысленности терапии.
В действительности достичь состояния, когда ты ни о чем не думаешь, довольно трудно. Например, в восточных практиках особое место занимает способность остановить бесконечный поток мыслей. Одна из основных поз йоги - шавасана, предполагающая полное расслабление тела и отсутствие мыслей, считается одной из самых сложных. Попытайтесь достичь такого состояния и понаблюдайте за собой. Скорее всего вы легко обнаружите, что мысли навязчиво лезут вам в голову одна за другой.
Что же такого происходит в кабинете? Именно тогда, когда пришло время говорить?
Вероятно, что-то остановило свободный поток мыслей и ассоциаций. Это похоже на затор, образовавшийся в русле ручья: что-то застряло и не дает воде свободно течь. Что может вызывать такой затор? Есть несколько вариантов:
* есть тема, которая вызывает боль. Начнешь говорить, прикасаться к травмированному месту - станет больно. Прикасаться - как разбередить рану, покрытую коркой. А само - не заживает, ноет, отравляет жизнь. В психотерапии создаются специальные условия для того, чтобы сильные чувства можно было "расконсервировать", прожить и наконец перевести их в разряд воспоминаний. Это может быть непросто, но иногда нет другого способа избавиться от боли, кроме того, чтобы встретиться с ней.
* есть тема, которая вызывает стыд. Она важная, она беспокоит, на ее обдумывание уходят внутренние ресурсы. Говорить об этом с кем-то другим очень тяжело. Но и выйти из замкнутого круга без потерь самостоятельно не получается. Хороший психотерапевт понимает, как трудно преодолевать стыд и делиться сокровенным. Но это важная часть психологической работы, потому что стыд отравляет целые области жизни и парализует естественные проявления человека.
* есть страх, что психотерапевт будет осуждать за что-то или обвинять в чем-либо. Обычно такой страх тем сильнее, чем более строгий собственный внутренний критик или прокурор. Иногда в такой ситуации сложно представить, что другой человек может иметь альтернативный взгляд на вещи. Хотя именно такой взгляд может помочь справиться с потоком самообвинений и самокритики.
* есть сильные невысказанные чувства к психотерапевту. Эти чувства могут пугать или смущать, блокируя мысли и образы. На самом деле чувства в процессе психотерапии возникают всегда. И часто эти чувства имеют связь не только с личностью терапевта, но и с историей жизни и отношений самого клиента. В психоанализе этот феномен (называемый переносом) имеет большое значение и используется для того, чтобы лучше понять клиента и особенности его отношений с людьми.
Иногда то, что "запирает" мыслительный поток, осознано и лежит на поверхности. Либо человек может сам не понимать, что образует этот затор. И в том, и в другом случае возникает феномен, который в психоанализе называется сопротивлением. Сопротивление, выраженное этим или другим образом, может препятствует прогрессу психотерапии или даже приводить к ее прерыванию. Работа с сопротивлением, как правило, и есть самая сложная часть терапевтического процесса. Именно его преодоление дает толчок к развитию.
Если напряженное молчание становится привычной частью сеанса, необходимо разблокировать процесс, совместно исследуя сложившуюся ситуацию. Когда получится обнаружить причину и обсудить ее, исчезнет необходимость прикладывать усилия, чтобы говорить. Свободное течение мыслей и ассоциаций восстановится и психотерапевтический процесс потечет естественным образом.
Автор: Наталия Попова
